Приложение 36,6
Двойные бонусы в приложении

(круглосуточно)

Любимая аптека: Выберите любимую аптеку
 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): что это такое, симптомы, лечение

Психические отклонения начинают формироваться еще в детском возрасте, но их диагностика возможна, когда ребенку исполнится 5-6 лет. Одним из таких диагнозов выступает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обнаруживается после трех лет или в начальных классах, хотя первые симптомы могут проявиться гораздо раньше. СДВГ — это расстройство, обусловленное неврологическими причинами. В его основе лежит незрелость высших психических функций, проявляющаяся в чрезмерной подвижности, импульсивности. В поведении присутствуют расторможенность, отвлекаемость, невнимательность и несдержанность. Когда ребенок идет в школу, возникает необходимость приспосабливаться к определенным правилам, сосредотачивать внимание на занятиях, что вызывает негативную реакцию и отражается на поведении. Дети с СДВГ очень импульсивны, а в некоторых случаях не могут контролировать свои эмоции и отличать «что хорошо, а что плохо». Постановка диагноза осуществляется на основании опроса и оценочных шкал. Лечение подбирается комплексное, включающее прием лекарственных средств, помощь психолога, аппаратные методы.

МКБ-10

F90.0 Нарушение активности и внимания.

Общие сведения

Нейроповеденческое расстройство развития — это один из самых спорных диагнозов. Изучать патологию начали в середине ХIХ века. Впервые гиперактивный ребенок попал под наблюдение немецкого невролога Г. Хоффмана. В 60-х годах расстройство изучали в рамках мозговой дисфункции и только в 1980 году его стали рассматривать как самостоятельную патологию — СДВГ. Синдром чаще всего преобладает в школьном возрасте с показателем от 4 до 28 %. У мальчиков наблюдается чаще в 2 раза, чем у девочек. При СДВГ отмечается высокая физическая и умственная активность с выраженным преобладанием функций возбуждения. Гиперактивному ребенку сложно сконцентрироваться, обработать и удержать в памяти полученную информацию.

Причины СДВГ

Точные причины появления синдрома до конца не изучены. Он вызывается генетическими факторами, органическим повреждением ЦНС на ранних этапах. Основным этиологическим фактором СДВГ выступает небольшая дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период. Считается, что расстройство обусловлено несколькими факторами, которые нарушают структуры головного мозга и приводят к дисфункции ЦНС:

  • Биологические. К перинатальным факторам относятся возраст матери (до 18 и после 35 лет), вредные привычки при беременности, сложные роды, недоношенный или переношенный ребенок, гипоксия плода. В младенчестве синдром дефицита внимания могут спровоцировать прием некоторых лекарственных средств, ЧМТ.
  • Генетические. Патология наследуемая, то есть она передается ребенку от родителей. Согласно исследованиям, у детей, чьи родители имели в анамнезе такой синдромом, заболевание встречается в 8 раз чаще.
  • Психосоциальные. Огромную роль играют обстановка дома, бытовые условия, семейные взаимоотношения. Ребенок негативно реагирует на скандалы между родителями, их злоупотребление алкоголем, отсутствие воспитания, физические методы наказания.
  • Токсические. Специалисты связывают СДВГ с дефицитным содержанием Омега-3, магния, железа. Также он может возникать на фоне чрезмерного употребления быстрых углеводов при недостатке белка.

Роль провоцирующих факторов неодинаковая на разных этапах развития. В 1,5-2 года преобладают биологические, в 2-3 года — социальные. Нередко прослеживается связь нескольких факторов.

Патогенез

Во главе патогенеза СДВГ — задержка формирования биоритмов в головном мозге, дисфункция префронтальной области лобных долей больших полушарий и базальных ядер. Нейромедиаторные системы со сниженной активностью приводят к ослаблению концентрации внимания и снижению его устойчивости по отношению к отвлекающим факторам. Недостаточная функциональная активность префронтальной коры связана с растормаживающим воздействием базальных ядер, в результате чего появляются импульсивные реакции в поведении и ярко выраженная двигательная активность.

Основные причины, которые провоцируют такие нарушения, — высокая скорость развития дефектов функциональных систем головного мозга у плода в утробе матери. В результате ослабевает контроль ретикулярной формации ствола головного мозга над таламическими структурами, которые отвечают за согласованность разных отделов головного мозга. На фоне болезни гиперактивность является проявлением защитного механизма, который поддерживает сообщение функций между структурами головного мозга.

Классификация

По сочетанию нескольких симптомов установлены следующие типы СДВГ:

  • Комбинированный — самая часто встречающая форма, когда гиперактивность у детей подкреплена рассеянностью, импульсивностью.
  • Невнимательный — в большей степени преобладает нарушение внимания. Ребенок уходит в свой мир, думает о чем-то постороннем.
  • Гиперактивный — проявляется только повышенной гиперактивностью. Может обуславливаться как особенностями характера ребенка, так и нарушением ЦНС.

СДВГ может быть двух форм:

  1. Простая — наблюдаются только нарушение внимания и гиперактивность.
  2. Сложная — синдром сопряжен с сопутствующими патологиями:
  • головными болями, чрезмерной утомляемостью;
  • произвольным мочеиспусканием, заиканием;
  • эпилепсией, депрессией, тревожностью.

По шкале Конннерса синдром различают по выраженности:

  • минимальное — поведение не сильно отличается от поведения здоровых детей;
  • легкое — при попадании в незнакомые условия начинаются проблемы с поведением;
  • умеренное — наблюдаются проблемы в дисциплине, контроле поведения, способности концентрироваться;
  • выраженное — у ребенка определяются большие проблемы в общении со сверстниками, поведении.

Симптомы СДВГ

Гиперактивность проявляется высокой расторможенностью. Ребенку сложно приспособиться к некомфортным для него условиям, он не может долго вести себя нормально, соблюдать дисциплину, следовать установленным правилам. В его действиях преобладают неусидчивость, беспокойство, желание бегать и привлекать внимание окружающих.

В поведении наблюдается импульсивность — ребенок много говорит, не дослушивает до конца собеседника. Часто его действия лишены здравого смысла и инстинкта самосохранения. Сниженное внимание не дает нормально сосредоточиться на выполняемой задаче, удержать в уме программу. Ребенку сложно выполнять однотипные действия, он допускает много ошибок на занятиях, редко доводит начатые дела до конца.

Дошкольный период

Симптомы СДВГ в первые годы жизни проявляются задержкой развития. Ребенок позже сверстников овладевает сложными движениями — держать ложку, есть без помощи родителей, пить из чашки. После трех лет с детьми с таким синдромом становится сложнее совладать. Они непослушные, плохо ведут себя в обществе. Отсутствует заинтересованность одним занятием, они переключаются с одной игры на другую, хаотично бегают по комнате, разбрасывают вещи. Интерес к чему-либо очень быстро затухает, нередко случаются истерики.

Школьный возраст

С походом в школу симптомы прогрессируют и становятся более выраженными. Ребенок отвлекается, вертится, не может усидеть на одном месте. Обучение дается сложно, часто наблюдается невозможность самостоятельно выполнить домашнее задание. В 80 % дети демонтируют плохую успеваемость, часто нарушают дисциплину. Желание обратить на себя внимание других провоцирует асоциальное поведение. Такие дети нередко начинают употреблять алкоголь,  курить.

Подростки

У половины людей СДВГ сохраняется. Многие подростки не могут правильно планировать время, доводить до конца дела. Взрослые с таким синдромом редко могут похвастаться успехами в деятельности. Они часто не удовлетворены материальным и социальным положением, становятся центром конфликтных ситуаций в семье и на работе.

Осложнения

  • Низкая успеваемость.
  • Проблемы эмоционального характера (заниженная самооценка, частые тревожные состояния).
  • Отсутствие друзей, плохая адаптация в социуме.
  • Предрасположенность к употреблению запрещенных веществ.

Диагностика

Первые проявления неврологических проблем начинаются до 5-6 лет, поэтому большинство расстройств определяются уже в этом возрасте. Важным диагностическим критерием является опрос родителей, который касается течения беременности и родов, социального положения и взаимоотношений с другими членами семьи.

Для постановки диагноза применяют:

  • Клинические исследования DSM-V. В руководстве расстройств психического характера установлены проблемы поведения, характерные СДВГ: невнимательность, раздражительность, повышенная двигательная активность и др. Должно быть от 6 критериев, которые постоянно проявляются у ребенка.
  • Психологические тесты. По оценочному тестированию исследуются когнитивные функции, активность речи, стремление к учебе, поведение. Анализируется скорость выполнения заданий, изучаются поделки и др.
  • Электроэнцефалография. Оценивается активность участков головного мозга, выявляются преобладающие ритмы, сравниваются полученные показатели. При СДВГ наблюдается чрезмерная судорожная готовность. Более полноценную картину дает исследование с интеллектуальной нагрузкой.

Дифференциальная диагностика

СДВГ часто выступает сопутствующим синдромом, а симптомы нередко становятся проявлениями совершенно других соматических состояний:

  • У ребенка может наблюдаться высокая физическая активность, из-за чего нарушается его адаптация в социуме.
  • Нестандартное поведение может быть ответной реакцией на стресс.
  • Гиперактивность, раздражительность, сниженное внимание могут наблюдаться при эндокринных нарушениях.
  • Невнимательность способна проявиться как следствие тугоухости, в таком случае нужно обратиться с сурдологу.
  • Гиперактивность нередко свойственна детям, которые страдают эпилепсией.

Лечение

Основная задача при лечении СДВГ — снизить проявления гиперактивности, невнимательности, улучшить адаптацию, выработать навыки взаимодействия с другими членами общества. Для этого используется широкая терапевтическая база — с лечением специальными препаратами, с наблюдением пациента в динамике, с оценкой качества терапии и последующей коррекции при необходимости. Пациент должен пройти сложную работу с неврологами, психологами.

Комплексный подход предусматривает такие направления:

  1. Исправление поведения. Необходимо выработать определенный режим дня, который ребенок будет соблюдать ежедневно. Гиперактивным детям ограничивают занятия активными видами спорта, а предпочтение отдают велосипедному спорту, туризму. Необходимо создать мотивацию, которая будет побуждать к обучению и саморазвитию.
  2. Психотерапия. Высокую эффективность при лечении СДВГ демонстрируют прикладной поведенческий анализ, особенно при коррекции синдрома у маленьких детей, когнитивно-поведенческая терапия.
  3. Лечебная акупунктура. Иглоукалывание является доказанной методикой, которая используется недавно, но уже успела показать эффективность.
  4. Прием лекарств. Медикаментозная терапия подключается только при неэффективности остальных методов лечения. Она может включать психостимуляторы, ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, антикольвунсанты. Лечение препаратами носит длительный характер.

В основном при СДВГ назначают стимуляторы.

Некоторые препараты для лечения СДВГ рассчитаны на действие в течение нескольких часов, поэтому их нужно принимать 2-3 раза в день. Можно заменить их психостимуляторами с более продолжительным действием (до 12 часов).

Когда психостимуляторы не дают ожидаемого результата, назначают центральные симпатомиметики, разрешенные для лечения детей с СДВГ:

Такие препараты назначаются не только как альтернатива стимуляторам, но и в комплексной терапии. Симпатомиметики имеют аналогичное действие: улучшают концентрацию и контроль импульсов.

Редко для коррекции симптомов СДВГ врач назначает антидепрессанты:

В детской неврологии применяются ноотропные лекарства, улучающие обменные процессы в коре головного мозга. Это Гопантам, Пантогам, Пантокальцин. Препараты направлены на активизацию умственной деятельности, улучшение внимания, упорядочивание поведения. Оказывают седативный эффект, можно принимать с рождения, но отпускаются по рецепту. Оптимальная суточная доза — 30 мг/кг в сутки, ее делят на несколько приемов. Точную дозу определяет врач. Курс лечения в среднем составляет 3 месяца, после осмотра он может быть продлен.

В качестве дополнительной терапии врач может порекомендовать прием витаминов (Магний, Пиридоксин), белковых добавок, полиненасыщенных жирных кислот (Омега-3).

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от сложности патологии, своевременной постановки диагноза и начатого лечения. В 50 % случаев СДВГ удается перерасти за счет начатого лечения и подобранной коррекции. Дети с выявленным синдромом должны находиться под постоянным наблюдением специалиста. Еще одним вариантом развития патологии является сохранение дефицита внимания в осознанном возрасте — это наблюдается у 30-70 %.

Нет доказанных методов для предотвращения СДВГ, но существует ряд профилактических мер:

  • сбалансированное питание;
  • оптимально подобранный объем физических нагрузок;
  • соблюдение распорядка дня;
  • создание нормальной психоэмоциональной атмосферы в семье.

Один из действенных методов профилактики СДВГ — повышенное внимание, любовь и забота о ребенке.

Вы находитесь

Москва и МО